В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем вам установить более современный браузер:
Chrome Safari Firefox Opera IE

Главная / Информация

10 самых значимых событий в Российском Интернете в 2002 году

Наступил долгожданный 2003 год, отгремели праздники, прошло похмелье – самое время оглянуться назад, вспомнить самые значительные события 2002. Специалисты сайта Oborot.ru отобрали 10 самых интересных, на наш взгляд, тенденций, которые определяли развитие бизнеса в Сети в минувшем году.

 

10. Интрига вокруг домена .SU

Проблема выбора доменного имени встает перед каждым новым интернет-проектом, перед представительством любой компании. Дело в том, что большая часть запоминающихся имен в зонах .ru, .com и .net давно разобраны, .biz в России пока не прижился. Куда же податься бедному бизнесмену, у которого не хватает фантазии (или времени) на изобретение оригинального имени?

«Фонд Развития Интернет», организованный «Релкомом» и «Демосом» и получивший права на ведение реестра домена .su, решил, что именно в .su может найтись достаточно места для всех желающих. Напомним, что .su – суффикс, который был введен в строй для обозначения сайтов, расположенных на территории республик СССР. Затем республики получили независимость, и о .su забыли. Вспомнили только в 2001 году, а уже в начале 2002 регистрация была вновь приостановлена из-за процедурных неувязок. Проблемы были окончательно решены только в ноябре прошлого года – именно тогда на сайте Фонда появилось объявление об утверждении пакета документов для проведения периода приоритетной регистрации доменных имен в зоне .su. Если не возникнут новые непредвиденные обстоятельства, уже в июне можно будет зарегистрировать интересующий адрес в зоне .su. Обладатели соответствующих торговых марок могут сделать это уже сейчас.

9. Интересные инновации

В любой области человеческой деятельности время от времени появляются изобретения, очень привлекательные с теоретической точки зрения, но совершенно не пригодные для практического внедрения. Несколько подобных «фенечек» >

представили в 2002 году и разработчики интернет-магазинов.

Так, Российский НИИ искусственного интеллекта и компания Online System Group продемонстрировали вариант поиска по интернет-магазину на естественном языке. Это означает, что вместо задания простых однословных запросов или заполнения формы фильтрации, пользователь может найти информацию с помощью обычных «человеческих» фраз, например, «недорогой сотовый телефон с WAP». Разработка и впрямь интересная, да вот только большинство пользователей уже привыкли и к простым запросам, и к формам фильтрации. Переучивать их, объяснять, что такое поиск на естественном языке – дело неблагодарное.

Интересный вариант отображения фотографий товаров реализовала компания SastaSoft в магазине NBSales.ru. Изображения портативных компьютеров, которыми торгует магазин, можно рассмотреть со всех сторон, увеличивать и уменьшать. Такой прием действительно помогает покупателю лучше оценить внешний вид того или иного товара. К сожалению, особенности технологии таковы, что фотографии товаров подгружаются достаточно долго, а способ приближения и удаления изображений не слишком интуитивно понятный.

Наконец, разработчик популярных электронных переводчиков компания «Промт» и системный интегратор «Рексофт» создали систему управления контентом, которая «на лету» переводит информационные материалы сайта на другой язык. Но ведь общеизвестно: каким бы хорошим ни было качество машинного перевода, эти программы пока не в состоянии заменить переводчика из плоти и крови. Те же, кто рискнет внедрить подобную систему на собственном корпоративном сайте, вполне может столкнуться с непониманием со стороны иностранных партнеров.

8. Предел электронной торговли

Впервые в истории электронной коммерции объем продаж через Интернет в США несколько снизился. Согласно данным Forrester Research за третий квартал текущего года, он составил 17 млрд. долларов, тогда как в первом и во втором кварталах равнялся 20 млрд.

Конечно, нам до Штатов еще развиваться и развиваться, однако, это событие служит хорошим напоминанием: у любого канала сбыта есть свой предел. Именно поэтому многие фирмы предпочитают торговать как в онлайне, так и в оффлайне.

7. Дела телефонные

Предоставление гостевого доступа в Интернет для посетителей интернет-магазина – достаточно популярная мера среди отечественных ресурсов электронной торговли. Модемные телефоны и данные, с помощью которых клиент может зайти только на сайт интернет-магазина, в разное время предлагали различные торговые точки. Одной из первых, например, была dostavka.ru.

Почему-то именно в 2002 году отечественные магазины охватила настоящая эпидемия предоставления бесплатного доступа. Практически одновременно о такой возможности объявили 363.ru и «М.Видео». Планировался такой сервис и в знаменитом 003.ru, но, видимо, что-то помешало, и модемный доступ к магазину так и не был открыт.

Также, очень многие торговые точки (интернет и «обычные») обзавелись номерами, начинающимися на 800 – федеральными номерами, звонки по которым из любого города бесплатны.

6. Жизнь в кредит

2002 год ознаменовался настоящим бумом продаж в кредит. По некоторым данным, на кредитные программы приходится до 30% оборота сетей, торгующих бытовой техникой. Онлайновые магазины решили не отставать от веяний моды и объявили о собственных программах, организованных совместно с различными банками. Так, 363.ru открыл специализированный магазин Vkredit.ru, а на карточке каждого товара в 003.ru появилась ссылка «Цена в кредит», переводящая пользователя на страницу с подробной информацией о сроках и размерах выплат по займу. Еще дальше пошло онлайновое представительство сети «М.Видео». Здесь предлагается оформить кредит прямо в Интернете, отправив заполненную анкету по электронной почте.

Судя по всему, практика кредитования покупателей будет развиваться и дальше: так, в декабре об открытии подобной программы объявил магазин PCHome.ru, который, в отличие от перечисленных выше компаний, специализируется на торговле компьютерами и комплектующими.

5. Бегун

Одним из событий года, вне всяких сомнений, стало рождение нового рекламного сервиса – «Бегуна». Благодаря агрессивной маркетинговой политике и действительно справедливой системе оплаты (рекламодатель платит только за тех посетителей, которые ввели в строку поиска определенное слово, т.е., фактически, за целевую аудиторию) сервису удалось достаточно быстро завоевать популярность в Рунете.

К сожалению, во второй половине года ситуация изменилась: помимо крупных площадок, таких как «Апорт» или «Каталог@Mail.ru», сервис начал работать с мелкими, «нецелевыми». На таких ресурсах размещается так называемый «Каталог Бегуна»; рекламные объявления демонстрируются в соответствующих тематических разделах каталога. Как показала практика, качество аудитории с подобных площадок значительно ниже, нежели качество аудитории с «Апорта». Но, как бы ни хвалили «Бегун» поначалу и как бы ни ругали потом, сервис прочно занял нишу хорошего малобюджетного средства рекламы.

4. Каталоги товаров

Если «Бегун» появился на свет только в прошлом году, то каталоги товаров (или, как их называют на Западе, comparison shopping sites) вот уже несколько лет как успешно привлекают покупателей в интернет-магазины. 2002 год можно назвать «звездным» для такого рода ресурсов. Особенно отличился на поприще продвижения каталогов товаров «Яндекс». В начале года к «Яндекс.Гуру» и «Яндекс.Товары» присоединился ресурс «Подбери.ру», ранее принадлежавший IBS. Затем был изменен формат выдачи рекламных объявлений: они стали более заметными, а, значит, лучше привлекали внимание заинтересованных посетителей. Наконец, в конце года «Яндекс» объявил о слиянии трех своих электронно-коммерческих проектов в один, получивший название «Яндекс.Маркет».

Второе дыхание получил и один из первых товарных каталогов Рунета, Torg.ru. Конечно, обновленная версия – это не былой блеск, когда над проектом трудились несколько десятков человек, но и не «нищета», в которой прозябал проект после превращения Port.ru в Mail.ru. Конечно, «Торг» не обеспечивает магазины тем же количеством покупателей, как «Яндекс.Маркет», но, тем не менее, проект снова стал эффективным средством привлечения клиентов. Лишним свидетельством тому является реклама, украшающая главную страницу портала.

Не остывает интерес к каталогам товаров и на Западе: так, в декабре Google запустил бета-версию своего поисковика по товарам под названием Froogle.

3. Платежные системы: новые и не очень

Минувший год был чрезвычайно богат на новости платежных систем. Сразу две новые системы расчетов представила популярная в Рунете WebMoney Transfer. Первая – Paymer, система оплаты цифровыми чеками, вторая – Telepat, использующая в качестве реквизитов обычные (или сотовые) телефонные номера.

Оригинальную, но, к сожалению, пока мало востребованную систему представила компания B2R. Ее детище, Take&Pay, позволяет производить оплату с помощью средств, аккумулированных на лицевых счетах различных провайдеров услуг (операторов связи, счетах интернет-банкинга и т.п.). В настоящее время сайт www.takepay.ru практически не функционирует: на страницах постоянно выдаются ошибки.

Серьезные перемены произошли и в существующих системах. Так, PayCash превратился в «Яндекс.Деньги» и теперь успешно продвигается одной из крупнейших российских интернет-компаний. Из международных событий стоит отметить окончательное объединение MasterCard и EuroPay: последняя вошла в структуру MasterCard на правах европейского регионального подразделения.

2. Перерегистрация предприятий

Событие, не имеющее никакого отношения к электронной торговле и, тем не менее, оказавшее большое влияние на жизнь всех российских предприятий. Как вы знаете, отныне, регистрацию осуществляют не территориальные органы, а налоговые инспекции.

Фирмам, зарегистрированным до 1 июля 2002 года, пришлось пройти обязательную перерегистрацию в налоговых органах. Тем, кто успешно эту процедуру выполнил – сердечные поздравления. Тем, кто не успел – соболезнования. Налоговики грозятся ликвидировать такие компании.

1. Электронная торговля приносит прибыль

Об этом свидетельствуют не только личные впечатления участников рынка, но и многочисленные официальные отчеты магазинов. Так, в самом начале года eHouse объявил о том, что оборот входящих в него магазинов вырос на 40% по сравнению с 2000 годом и составил $22 780 000 (прибыль - $723 000). Итоги подвели и другие игроки: оборот магазина бытовой техники 003.ru в 2001 году был равен $2 250 000, объем продаж «Озона» за первое полугодие 2002 года достиг $1 864 000. Кто-то может сказать, что цифры эти завышены, кто-то – что ничего особенного в таких оборотах и нет, однако, 2002 год доказал даже закоренелым скептикам: Интернет может и должен приносить прибыль.


Посмотреть все новости

Заявка на создание сайта

Ответьте пожалуйста, на контрольный вопрос: Название первого месяца в году ?